Бордюр дорожный. Технология производства, виды, маркировка

Строительство транспортных путепроводов, зон отдыха, жилых кварталов, детских площадок считается окончательно оформленным, когда между проезжей частью и тротуарами установлен бордюр дорожный. Четко разделяя автомагистрали и придорожные территории, бордюры обеспечивают:

  • безопасность перемещений пешеходов;
  • формирование ограничений дорожного настила;
  • возможность покрытия тротуаров и прилегающих участков открытого грунта облицовочными, асфальтовыми и другими декоративными покрытиями.

Современные производители бордюров используют достаточно прочные материалы, придавая им стандартизированные габариты.

 

Бордюр дорожный
Бордюр дорожный.

 

Технологии изготовления бордюрного камня

 

Способы производства бордюров зависят от непосредственного назначения и применяемого материала. Каждый изготовитель придерживается стандартных норм и правил, указанных в строительных ГОСТах и соответствующих документах, сопровождая готовую продукцию сертификатом качества.

Процесс производства бордюров состоит из следующих этапов:

  • приготовления бетонного раствора;
  • распределение готового раствора по формам;
  • вибропрессование;
  • сушка в специальных жаровых камерах;
  • извлечение из форм;
  • фасовка в контейнеры для транспортировки.

Если на выходе планируют получить изделие, которое будет иметь определенную окраску, колер добавляют в самом начале приготовления бетонного раствора. Бордюрные камни, предназначенные для укрепления крупных автомагистралей, а также для укладки в зонах повышенной сейсмической активности, дополняются стальной или чугунной арматурой.

Неотъемлемыми конструкциями на габаритных дорожных бордюрах являются монтажные петли, располагающиеся в боковых частях каждой единицы. Благодаря этому существенно облегчается проведение разгрузки, монтажных и восстановительных работ.

 

Монтажные петли на бордюрах для удобства разгрузки и установки.
Монтажные петли на бордюрах для удобства разгрузки и установки.

 

Виды, размеры и маркировка бордюров

 

Дорожные бордюры различаются по назначению, техническим показателям, габаритам. Наиболее востребованными являются:

  • дорожные;
  • газонные;
  • парковые.

Относительно ГОСТа дорожные бордюры классифицируют на:

  • рядовой;
  • рядовой уширенный;
  • прямой с уширением;
  • прямой с прерывистым уширением;
  • прямой с гладким уширением;
  • прямой с лотками;
  • криволинейный;
  • радиальный;
  • въездной.

Каждый из них выпускается в определенных весовых категориях и размерном ряде. По стандартам бордюры, предназначенные для разделения проезжей части и тротуаров, выполняются из бетонного раствора классом прочности не менее B 30. Для отделения пешеходных тропинок от газонов допускается прочность B 22,5.

Для южных широт используют бордюры из тяжелого бетона с добавлением гравия. Маркировка таких изделий М300. В зависимости от антропогенно-климатической нагрузки выбирается маркировка.

Более высокие марки наделены большей морозостойкостью. В холодных широтах в течение одного зимнего периода может происходить 20-30 циклов замораживания-размораживания, что неизменно отражается на прочности изделия. По строительным нормам минимальная морозоустойчивость F 400, что означает 400 циклов полного замораживания и размораживания. Из этого следует, что бордюр прослужит на объекте на протяжении 10-15 лет.

В маркировках указывают название изделия в виде букв, длину, высоту и ширину. Каждый показатель в сертификате отделяется точкой. Все размеры указываются в сантиметрах. В тех случаях, когда готовая продукция включает в себя арматуру, последним пунктом указывается её классификация.

По ГОСТу стандартные величины бордюрного камня следующие:

  • длина 100, 300 и 600 см;
  • высота 15, 18 и 20 см;
  • ширина 15 и 18 см.

Масса готового изделия зависит от его габаритов. Выполненные из тяжелого бетона с добавлением гравия бордюры длиной до 600 см могут иметь вес 760 кг. Пластификаторы, которые вводятся в бетонную смесь с целью укрепления и придания морозостойкости, добавляют вес. Такими бордюрами обустраивают широкие автомагистрали, рассчитанные на большую пропускную способность транспортных средств любого назначения.

Последнее время утрачивают популярность гранитные бордюры. Их принято укладывать с гранитным покрытием на площадях в центральных районах мегаполисов. Гранит имеет особенность быстро накаляться при высоких температурных режимах в жаркое время года и отдавать тепло в окружающее пространство. Также гранитные камни отличаются низкой адгезией и слишком гладкой поверхностью. Эти особенности не позволяют выполнять монтаж на достаточно активных участках перемещения транспорта и прохожих во избежание аварийных ситуаций и травматизма.

 

Монтаж бордюрного камня.
Монтаж бордюрного камня.

 

Гранитные бордюры также производятся по ГОСТам. Они бывают следующих размеров:

  • длина – от 70 до 200 см;
  • высота – от 8 до 20 см;
  • ширина – от 15 до 60 см.

Изделия из гранита смотрятся очень благородно, однако, наделены чрезвычайно высокой массой. Производители выставляют на гранитные бордюры слишком высокую цену, неоправданную для дорожных покрытий.