Патина. Что это такое?

Наверняка каждый хоть раз в жизни слышал слово «патина». Ценители и мастера художественной ковки знакомы с ней не понаслышке, а для тех, кто только собирается обзавестись коваными предметами, будет интересно узнать кое-что из истории патинирования и современного его применения.

Пару веков назад в Германии была популярна такая профессия как «разбиватель золота». Заключалась она в том, что мастера клали металл между слоями материала, который изготавливали из кишок крупного рогатого скота, и били, пока золото не превращалось в особо тонкие листы (порой до нескольких тысячных миллиметра). Полученное золото называли сусальным. Им покрывали разнообразные культовые предметы, картинные рамы, кованые изделия.

Золото, как символ власти и роскоши ценилось людьми еще с древних времен. Стремление украшать окружающие предметы и себя присутствовало в людях неизменно. Однако не все могли себе это позволить. И человечество пришло к изобретению различных заменителей золота. Они имели такой же внешний вид, но стоили гораздо дешевле.

Таким образом, уже в начале 20 века началось изготовление «золотой бронзы». Ее получали путем обработки латунного порошка, который по цене и качеству был отличным заменителем настоящего золота. Это вещество было одним из первых появившихся пигментов, которые легли в основу производства современной патиновой краски.

Позднее появилась и «серебряная бронза», получаемая из алюминия, и «медная бронза», которую производили из медного порошка.

В современном производстве наиболее часто используется золотая патина. Но серебряная, медная и зеленая также пользуются популярностью при обработке изделий художественной ковки. 

Как же достигается эффект красоты и изысканности при патинировании? Сам процесс довольно простой и под силу любому  кузнечному мастеру.

Первым этапом является покрытие изделия или элемента желаемым оттенком краски. После этого при помощи специальной кисти наносится патина. Мастера называют эту кисть сухой. Она круглой формы и сделана из плотной щетины, для того чтобы избежать размазывания краски. Используют патиновую краску самой густой консистенции. После погружения кисти в краску, ее тщательно вытирают бумагой или тряпкой. Остатки пигмента, которые находятся между щетинками и служат основным материалом для патинирования. При нанесении краски пользуются не стандартным методом проведения кистью по частям изделия, а прикладывают кисть с давлением на окрашиваемый участок. Только в этом случае образуется патиновое покрытие, которым и будет украшен металл. Интересно, что вопреки распространенному мнению о том, что кузнечная работа – сугубо мужская, именно технику патинирования с наибольшим успехом осваивают женщины.

Пигменты, которые присутствуют в патиновой краске, имеют свойство окисляться при контакте с отрытым воздухом. Это происходит за счет наличия различных металлов в сплавах бронзы. Конечно, существуют определенные методы защиты патины от разрушения. Например, покрытие специальными растворами, которые обволакивают верхние слои. Но поскольку при патинировании образуются тончайшие слои, то в любом случае через несколько лет изделие потребует обновления.