Бордюр дорожный. Технология производства, виды, маркировка
Строительство транспортных путепроводов, зон отдыха, жилых кварталов, детских площадок считается окончательно оформленным, когда между проезжей частью и тротуарами установлен бордюр дорожный. Четко разделяя автомагистрали и придорожные территории, бордюры обеспечивают:
- безопасность перемещений пешеходов;
- формирование ограничений дорожного настила;
- возможность покрытия тротуаров и прилегающих участков открытого грунта облицовочными, асфальтовыми и другими декоративными покрытиями.
Современные производители бордюров используют достаточно прочные материалы, придавая им стандартизированные габариты.
Бордюр дорожный.
Технологии изготовления бордюрного камня
Способы производства бордюров зависят от непосредственного назначения и применяемого материала. Каждый изготовитель придерживается стандартных норм и правил, указанных в строительных ГОСТах и соответствующих документах, сопровождая готовую продукцию сертификатом качества.
Процесс производства бордюров состоит из следующих этапов:
- приготовления бетонного раствора;
- распределение готового раствора по формам;
- вибропрессование;
- сушка в специальных жаровых камерах;
- извлечение из форм;
- фасовка в контейнеры для транспортировки.
Если на выходе планируют получить изделие, которое будет иметь определенную окраску, колер добавляют в самом начале приготовления бетонного раствора. Бордюрные камни, предназначенные для укрепления крупных автомагистралей, а также для укладки в зонах повышенной сейсмической активности, дополняются стальной или чугунной арматурой.
Неотъемлемыми конструкциями на габаритных дорожных бордюрах являются монтажные петли, располагающиеся в боковых частях каждой единицы. Благодаря этому существенно облегчается проведение разгрузки, монтажных и восстановительных работ.
Монтажные петли на бордюрах для удобства разгрузки и установки.
Виды, размеры и маркировка бордюров
Дорожные бордюры различаются по назначению, техническим показателям, габаритам. Наиболее востребованными являются:
- дорожные;
- газонные;
- парковые.
Относительно ГОСТа дорожные бордюры классифицируют на:
- рядовой;
- рядовой уширенный;
- прямой с уширением;
- прямой с прерывистым уширением;
- прямой с гладким уширением;
- прямой с лотками;
- криволинейный;
- радиальный;
- въездной.
Каждый из них выпускается в определенных весовых категориях и размерном ряде. По стандартам бордюры, предназначенные для разделения проезжей части и тротуаров, выполняются из бетонного раствора классом прочности не менее B 30. Для отделения пешеходных тропинок от газонов допускается прочность B 22,5.
Для южных широт используют бордюры из тяжелого бетона с добавлением гравия. Маркировка таких изделий М300. В зависимости от антропогенно-климатической нагрузки выбирается маркировка.
Более высокие марки наделены большей морозостойкостью. В холодных широтах в течение одного зимнего периода может происходить 20-30 циклов замораживания-размораживания, что неизменно отражается на прочности изделия. По строительным нормам минимальная морозоустойчивость F 400, что означает 400 циклов полного замораживания и размораживания. Из этого следует, что бордюр прослужит на объекте на протяжении 10-15 лет.
В маркировках указывают название изделия в виде букв, длину, высоту и ширину. Каждый показатель в сертификате отделяется точкой. Все размеры указываются в сантиметрах. В тех случаях, когда готовая продукция включает в себя арматуру, последним пунктом указывается её классификация.
По ГОСТу стандартные величины бордюрного камня следующие:
- длина 100, 300 и 600 см;
- высота 15, 18 и 20 см;
- ширина 15 и 18 см.
Масса готового изделия зависит от его габаритов. Выполненные из тяжелого бетона с добавлением гравия бордюры длиной до 600 см могут иметь вес 760 кг. Пластификаторы, которые вводятся в бетонную смесь с целью укрепления и придания морозостойкости, добавляют вес. Такими бордюрами обустраивают широкие автомагистрали, рассчитанные на большую пропускную способность транспортных средств любого назначения.
Последнее время утрачивают популярность гранитные бордюры. Их принято укладывать с гранитным покрытием на площадях в центральных районах мегаполисов. Гранит имеет особенность быстро накаляться при высоких температурных режимах в жаркое время года и отдавать тепло в окружающее пространство. Также гранитные камни отличаются низкой адгезией и слишком гладкой поверхностью. Эти особенности не позволяют выполнять монтаж на достаточно активных участках перемещения транспорта и прохожих во избежание аварийных ситуаций и травматизма.
Монтаж бордюрного камня.
Гранитные бордюры также производятся по ГОСТам. Они бывают следующих размеров:
- длина – от 70 до 200 см;
- высота – от 8 до 20 см;
- ширина – от 15 до 60 см.
Изделия из гранита смотрятся очень благородно, однако, наделены чрезвычайно высокой массой. Производители выставляют на гранитные бордюры слишком высокую цену, неоправданную для дорожных покрытий.