Гравировка. Технология процесса
Наверняка каждый из нас видел кованые изделия, украшенные интересным рельефным рисунком. Но мало кто задумывался о процессе его выполнения, ведь зачастую потребителей интересует лишь конечный результат. Но, говоря об истинных ценителях металлических украшений или предметов интерьера, обихода, можно с точностью утверждать, что им известна такая техника декора, как гравировка. Это слово является достаточно популярным, и в общем своем значении подразумевает нанесение рисунка на металл методом создания углубленного изображения. Кстати гравирование может осуществляться также и на других материалах: камне, дереве, стекле, кости и др. Широкой популярностью пользуются гравированные ювелирные изделия, гравировка на кованых воротах, дверях, предметах мебели с узорами как на металле, так и на дереве. Для гравировки отлично подходят любые металлы и их сплавы (медь, сталь, цинк, мельхиор и др.). Единственное отличие — это то, что некоторые металлы являются более сложными в обработке. Менее всего затруднений вызывают мягкие металлы низкой вязкости (дюралюминий, например).
Современные технологии позволяют получать рельефный рисунок путем электрического и химического гравирования, но тем ни менее механический способ исполнения этой техники все также занимает свое почетное место в процессах обработки металлических изделий.
Гравировка, выполненная при помощи резцов, отличается особой четкостью и натуральностью, которые сложно достичь любым из высокопроизводительных способов.
Основной инструмент, который используется в современном гравировании, называется штихтель. Он состоит из клинка, рукоятки и кольца. Рукоятка изготавливается из твердых пород дерева и скрепляется прочным металлическим кольцом. Штихтели бывают разные, но при этом размеры рукоятки и длина клинка всегда остается постоянной. Характер сечения штихтеля определяет основные виды этого инструмента. Различают шпицштихтель (для разметки, прорезания контура), мессерштихтель (для тонких глубоких линий), фляхштихтель (для канавок с плоским дном) и др., которые отличаются между собой параметрами угла режущей части.
Инструменты для гравировки изготавливают из высокопрочной стали, которая дает возможность обрабатывать любые металлы с меньшим показателем твердости. Технология выполнения клинков одинакова для любых сечений: его кончик имеет приподнятый изгиб, и передняя часть затачивается в зависимости от типа обрабатываемого металла: чем меньше твердость, тем меньше угол сечения. Режущая часть клинка обязательно должна быть закалена и подвержена отпуску. Это обеспечит его прочность и четкость получаемого рисунка.
Кроме штихтелей в гравировке также применяют такие инструменты как зубильца и сечки. Они удобны в том случае, если работа проводится на большой площади и на большую глубину.
Для чистовой отделки применяется шабер. Это приспособление бывает трехгранным и четырехгранным и может быть самостоятельно изготовлено из напильника с подходящим количеством граней. Напильник также используется граверами для опиливания металла.
Полировка изделия проводится при помощи лощильника. Под рукой у мастера-гравера всегда есть пуансоны и матики, которые необходимы для выбивания простых узоров и фактурной обработки поверхности.
В процессе выполнения гравировальных работ необходимым атрибутом становятся тиски. Они используются для надежной фиксации деталей. Наиболее распространенными являются шаровые тиски, которые считаются самыми удобными и подходящими для любого вида работ.
Кроме вышеуказанного, граверу потребуется специальная подушка, которая изготавливается из кожи, штатив с лупой, применяемый в тех случаях, когда гравировка выполняется на мелких деталях.
Сам процесс резцовой гравировки, как и любой другой, проводится в несколько этапов. Первой следует подготовка поверхности. Ее хорошо зачищают с помощью наждачной бумаги и полируют специальной пастой. Затем приступают к переводу узора на металл. Для этого, если рисунок простой, пользуются карандашом для рисования на металле или черной тушью и воспроизводят узор прямо на рабочей поверхности. Или же, если рисунок сложный, то его переводят с листа бумаги, пользуясь белилами и гладилкой. После наметки рисунка, его процарапывают гравировальной иглой или шпицштихтелем.
Приступая непосредственно к гравировке, важно уметь правильно держать резец. Это обеспечит четкость проводимых линий, а также обезопасит Вас от порезов во время работы. Начинающим граверам рекомендуют начинать освоение этой техники с наиболее простых линий, постепенно переходя к кривым и элементам орнамента. Это же касается и металла. На первых порах лучше отдать предпочтение более мягким его видам. Не стоит также сразу пытаться получить конечную глубину рельефа. Лучше это сделать за несколько проходов. Заусенцы, появляющиеся по краям, советуют сразу удалять шабером, во избежание царапин. А стружку металла сметать кистью, но ни в коем случае не сдувать.
Существуют также два способа гравировки, которые сделают рисунок более контрастным и интересным. Это гравирование под чернение и гравирование под глянец. Первый способ заключается в заполнении линий темным сургучом, что позволяет сделать рисунок более выразительным. А второй способ предполагает контраст глянцевой и матовой поверхности. При этом фон остается матовым, а линии рисунка — блестящими.
Также к видам гравировки относят и так называемые обронные работы. Это техника, которая позволяет сделать рисунок выпуклым за счет опускания фона. Распространен этот вид работ при оформлении растительных орнаментов.